![]() В период пребывания Михаила Семеновича Воронцова на посту Новороссийского генерал-губернатора (в 1823 — 1854 г.г.) в административном центре огромного края, т. е. в Одессе, светлейший князь сосредоточил здесь свою главную библиотеку, по праву считавшуюся одной из лучших и крупнейших среди аналогичных частных собраний Европы. Известно, что библиотека, в свою очередь, была сформирована из целого ряда фамильных книжных собраний, из которых старшим можно считать собрание Михаила Илларионовича Воронцова, являвшегося с 1744 по 1758 год вице-канцлером, а с 1758 по 1765 год — канцлером Российской империи, именитого друга и покровителя М.В, Ломоносова. Именно под влиянием Михаила Илларионовича два его племянника, Александр Романович и Семен Романович Воронцо вы, так же, как их сестра, княгиня Екатерина Романовна Дашко ва, урожденная Воронцова, воспитываясь в доме дяди, с юных лет приобрели страсть к чтению и собиранию книг. Являясь наиболее образованными людьми своего времени*, Воронцовы пользовались широкой известностью и уважением во всей просвещенной Европе, а их пламенное устремление к собиранию предметов искусства, книг, рукописей, различных научно-технических приборов и т. д. было известно повсеместно. Вольтер, Дени Дидро, Бенджамин Франклин, Адам Смит — вот далеко не полный список авторов, которые за честь почитали преподнести свои произведения с соответствующими посвящениями в дар Воронцовым. Из многочисленных примеров приведем хотя бы тот удивительный факт, что кумир Европы, семидесятилетний Вольтер в письме к двадцатичетырехлетнему Александру Воронцову (при посылке своей книги "Скифы" с дарственной надписью) испрашивал совета Александра Романовича относительно составления и общего подхода к формированию своей библиотеки. Вообще, следует заметить, что вряд ли возможно найти нечто в отечественной и европейской истории второй половины XVIII в., имеющее отношение к истинному искусству и литературе, науке и новым техническим изобретениям, что осталось бы без внимания представителей семьи Воронцовых. Поразительная многогранность, умение досконально разбираться во всех вопросах, решаемых человечеством на качественно новом отрезке времени, — все это нашло отражение в библиотеках Воронцовых. Венцом же данных огромных собраний по праву можно считать библиотеку Михаила Семеновича в Одессе. Родился будущий фельдмаршал в 1782 г . в Петербурге, но детство и юность провел вместе с отцом в Англии, где получил блестящее классическое образование — вначале домашнее, а затем университетское. Рано потеряв мать (она умерла после рождения второго ребенка в Венеции), Михаил Семенович унаследовал от нее любовь к морскому делу, являясь по материнской линии родным внуком адмирала Сенявина. Но истинное влияние на его мировоззрение оказал отец. ![]() Выдающийся дипломат, ставший еще при жизни настоящей легендой, Семен Романович Воронцов обладал огромным влиянием в высших политических сферах своего времени. Глава дипломатического корпуса в Лондоне, граф Воронцов имел порой решающее воздействие на решение первостепенных политических вопросов общеевропейской важности. Для примера: гордая и независимая Екатерина II , не признававшая первенство ни за кем и никогда, заявляла: "Только граф Семен думает так же, как я". Вместе с тем, Воронцов был тонким ценителем искусства, а его коллекция, выделим это для последующей фабулы особо, насчитывала более ста пятидесяти полотен итальянских мастеров XVI — XVII в.в. Следует также добавить, что Семен Романович был незаурядным теоретиком военного дела, и отнюдь не случайно Суворов писал ему: "Следующая ваша тактика достойна быть хранима в кабинетах мудрых государей для их генералов армии...". Кстати, именно по настоянию Воронцова А.В. Суворов был назначен главнокомандующим союзными войсками в итальянском походе. И все же главным делом жизни Семена Романовича после смерти жены, переживаемой им очень тяжело, стало воспитание сына. В этом отношении можно утверждать, что вряд ли в истории найдется множество примеров подобных взаимоотношений отца с сыном, исполненных чистоты, верности долгу, достоинства и благородства. Наряду со множеством высоких достоинств Семен Романович сумел привить сыну любовь к книге, которую Михаил Семенович пронес через всю свою долгую жизнь. Избрав первоначально карьеру военного, Михаил Семенович, вернувшись в Россию в девятнадцатилетнем возрасте, буквально покорил великосветское общество точностью и ясностью своих суждений, обширностью познаний и компетентностью в самых разнообразных сферах общественной и политической жизни. Но вот что характерно, владея практически всеми европейскими и классическими языками, граф Михаил буквально шокировал светское общество Москвы и Санкт-Петербурга безукоризненно правильной русской речью, чем в начале XIX в. могли похвастаться весьма и весьма немногие представители аристократии. Между прочим, его тетушка, княгиня Дашкова, которая впоследствии сделала горячо любимого "Мишеньку" главным своим наследником, научилась читать и правильно говорить по-русски лишь в двадцать лет, предпочитая до этого французские романы. ![]() Здесь нет нужды говорить о ратных подвигах графа Воронцова, потом и кровью заслужившего себе продвижение по службе из младших офицерских чинов до полного генерала. Десятки сражений, где он смотрел смерти в лицо, героизм и ранение на Бородинском поле, неувядаемый подвиг на плато Краона, где Воронцов со своим корпусом сумел сделать то, что практически не удавалось ни одному европейскому генералу: выйти фактическим победителем в сражении с втрое превосходящими основными силами Наполеона — все это создало Михаилу Семеновичу высочайший авторитет в армии. Но, будучи человеком деятельным, великолепно осознававшим задачи, которые стоя ли тогда перед русским обществом, граф Воронцов, не без со вета со сторону отца, принял решение посвятить себя гражданскому управлению. 5 мая 1823 г . именным указом Александра I он был назначен Новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области. Вопрос о том, когда и как сосредоточил Михаил Семенович фамильную библиотеку Воронцовых в Одессе, остается дискуссионным. Но единственное, что можно утверждать с уверенностью, это то, что — вопреки распространенному в современном литературоведении мнению — ни фамильного архива, ни главной библиотеки, вплоть до постройки Воронцовым собственного дома, то есть до 1827 г ., в городе не было. Более того, вряд ли кому-либо удастся обнаружить их следы и до 1832г. И вот почему. Приступая к своим поистине грандиозным преобразовательным планам на юге, Воронцов отнюдь не был уверен, что его проекты будут встречаемы в столице с одобрением. Враг крепостничества, Михаил Семенович еще в 1820 г . подал императору записку "Об уничтожении рабства". Но что самое любопытное, проект Воронцова был принят для осуществления в десятилетний срок, но с соблюдением секретности. Какие изменения в социальной и внутриполитической жизни страны могли произойти, не знал никто. Не забудем, что речь идет о сословном обществе с жесткой социальной системой, где подавляющее большинство дворянства стояло за сохранение крепостнического уклада. А потому говорить о том, что Воронцов не знал, что может быть смещен со своего поста в любой момент, не приходится. Перевозить же материалы, составлявшие высшие государственные секреты, в Одессу, где не было ни должных условий их сохранения, ни, по большому счету, даже места для их размещения, Михаил Семенович никогда бы не решился. Впрочем, это далеко не единственный аргумент, и к этим моментам мы еще вернемся. А пока попытаемся разобраться, откуда пошла такая уверенность в существовании фамильных собраний Воронцовых в Одессе 1823 —1824 г.г., которая господствует в литературе вплоть до наших дней. Увы, великим тоже свойственно ошибаться. Это в полной мере относится даже к такому замечательному ученому, литературоведу, каким являлся Михаил Павлович Алексеев. Начав свою научную деятельность в 20-х годах прошлого столетия в Одессе, будущий академик, занимая пост библиотекаря Главной одесской научной библиотеки, опубликовал ряд статей, многие из которых определили направления его научных изысканий. В одной из таких статей, появившейся в 1926 г в Одессе, во втором выпуске "Пушкин. Статьи и материалы", и была опубликована та информация, которой столь уверенно впоследствии оперировали десятки исследователей. Ввиду важности данных моментов, ибо само имя М.П. Алексеева значит весьма много, приведем его аргументацию из статьи "Пушкин и библиотека Воронцова": "Когда при одесской библиотеке сосредоточен был и фамильный архив, к сожалению, мне установить также не удалось. Нужно предположить, — продолжает Алексеев. — что и библиотека, и архив перевезены были тотчас по переезде Воронцова в Одессу (21 июля 1823 г .): он устраивался здесь прочно и надолго". У Михаила Семеновича была собственная библиотека, которая сопровождала его в период переездов. Более того, практически в каждом из его многочисленных имений также существовала постоянная библиотека, но основные, наиболее ценные собрания находились в с. Андреевское Владимирской губернии, а также в петербургском и московском домах. Почему Воронцов сразу же не перевез эти книжные сокровища в Одессу, даже после построения собственного дома, объясняется очень просто — они ему не принадлежали. Дело в том, что Семен Романович владел имуществом в России совместно с братом, Александром Романовичем, который являлся государственным канцлером в начале Х IX в. После смерти последнего в 1805 г ., пусть формально и условно, но владельцем данного имущества оставался только граф Семен Романович, который и передал все свои права сыну. Но оставался еще и моральный аспект — пока отец был жив, а он умер в Лондоне в 1832 г ., Михаил Семенович не мог свободно распоряжаться фамильными ценностями, хотя бы уже в силу сыновнего долга. ![]() Из многочисленных описаний Воронцовского дворца современниками обратим внимание на то, что в конце 20-х — начале 30-х г. г. если кто и упоминает библиотечную комнату, то вскользь и только одну. А о шедеврах живописи и, в частности итальянских полотнах, каталогизацию которых Михаил Семенович пробовал начать еще в 1812 г ., после своего ранения, находясь в Андреевском, никто не упоминает даже вскользь. Так, знаменитый английский путешественник Эд вард Мортон, в 1828 г . посетивший Одессу по приглашению Воронцова, опубликовал в 1830 г . в Лондоне свои путевые записки (" Travels in Russia , and residence at St . Petersburg and Odessa , in the years 1827-1829 "), в которых он дает подробнейшее описание внутреннего убранства дома Воронцова. Мортон отметил изящную мебель, роскошь "турецкой" комнаты, двери и ставни из Михайловского дворца, а самой привлекательной вещью для него стал... турецкий талисман. Трудно предположить, чтобы такой умный и образованный человек, как Мортон, обошел вниманием те детали, которые не преминул восторженно описать через семь лет после этого другой англоязычный путешественник, американец Стефенс: "Дворец, — писал он во втором томе записок, опубликованных в 1838 г . в Нью-Йорке, — великолепное здание и внутри представляет соединение богатства и вкуса. Стены увешаны итальянскими картинами. По орнаменту и отделке внутри он много выше таких в Италии". Пожалуй, наиболее яркое описание внутреннего убранства одесского дома Воронцова составил польский писатель Иосиф Крашевский, опубликовавший в 1845 г . свои "Воспоминаниях об Одессе, Едисане и Буджаке" на польском языке. "Через красивую, но скромную переднюю, — читаем мы у Крашевского, — вход ведет прежде всего в бильярдную комнату, украшенную картинами... Кроме двух видов Венеции... в этой комнате находится портрет шведского короля в полный рост, им самим подаренный графу Воронцову на память... Следующая комната украшена четырьмя портретами: Петра Великого. Екатерины II , Александра I и ныне царствующего государя... В этой зале находятся картины, некоторые прекрасной работы... Затем мы проходили ряд комнат, всегда убранных искусно и со вкусом, и библиотеку, из которой ведет выход в кабинет, находящийся уже в оранжерее. Это была первая библиотека (а тут их, если я не ошибаюсь, я насчитал, кажется, три), ибо при каждом отдельном апартаменте своя; значит, достойный владетель любит иметь книгу под рукою", Естественно, что подобные описания могут дать нам лишь поверхностное впечатление относительно расположения тех или иных комнат. Но вот что характерно: даже намека на существование архивных документов, которые, повторимся, открывали доступ к высшим государственным секретам не только Российской империи, но и целого ряда европейских стран, в означенных описаниях нет. Разгадку данной ситуации дает ближайший сподвижник Воронцова — Н.Н. Мурзакевич, который писал в своей автобиографии: "Находилась возле большого кабинета, где он (Воронцов) постоянно работал, комната, наполненная шкафами по всем стенам с хранящимися в них рукописями... В эту комнату граф дозволял входить только исключительно мне одному и там заниматься". Этим свидетельствам Мурзакевича можно доверять уже в силу того, что он являлся единственным исследователем, который при жизни Михаила Семеновича (в 1846 г .) опубликовал материалы из фамильного архива Воронцовых. В частности, знаменитую Псковскую судную грамоту 1467 г , ныне находящуюся вместе с другими древнерусскими рукописями из собрания Воронцовых в БАН (библиотеке Академии наук в Петербурге), и собственноручные письма царевича Алексея. О том, что Михаил Семенович решился сконцентрировать фамильную библиотеку и архив в одесском доме лишь после 1832 г ., свидетельствует также каталог одесской библиотеки, составленный, по моим сведениям, сотрудником канцелярии Новороссийского генерал-губернатора И.З. Посниковым ("Catalogue raisonne des livres de la bibliotheque de Son Exellence le compte M. Woronzov. Odessa, 1834. ", ныне хранящийся в ЛОИИ). Ибо трудно предположить, чтобы любивший порядок всегда и во всем Михаил Семенович мог бы дать распоряжение относительно каталогизации собственной библиотеки лишь через десять лет после ее прибытия в Одессу. Вместе с тем внимательный и компетентный читатель может возразить. Ведь доподлинно известно, что А.С. Пушкин был знаком с целым рядом документов из воронцовского архива. И это действительно так. В частности, статья Пушкина о Радищеве 1836 г . прямо указывает на знакомство его с материалами следственного дела относительно автора "Путешествия из Петербурга в Москву". Напомним, что все, вплоть до мало что значивших заметок, материалы относительно Радищева находились у Александра Романовича Воронцова, являвшегося не просто старшим другом и покровителем Радищева, но и заказчиком его знаменитого сочинения Более того, можно с уверенностью утверждать , что Пушкин был знаком с целым рядом документов из архива Воронцова относительно царствования Петра Великого, когда приступил к составлению своей истории Петра. Знакомство Пушкина с этими материалами в период его пребывания в Одессе исключено априори. Следовательно, совершенно прав был Петр Иванович Бартенев, наиболее компетентный знаток реалий жизни Пушкина и редактор сорокатомного "Архива князя Воронцова", в том, что Пушкин и Воронцов примирились после 1827 г . И этому есть десятки косвенных доказательств. Впрочем, сие суть качественно другая тема, к которой рано или поздно мы еще вернемся. А пока выскажем лишь свое убеждение в том, что Пушкин получил доступ к фамильному архиву Воронцовых в Петербурге до их отправки в Одессу, и не ранее 1833 г ., как это явствует из одного из писем Михаила Семеновича. Естественно, что вопрос относительно библиотеки Воронцова в Одессе затрагивает целый пласт проблем, стоящих перед исторической наукой. В данном очерке мы лишь попытались обозначить некоторые из направлений, которые далеко не исчерпываются сказанным выше. Для тех же, кто понимает масштаб и значение воронцовского книжного собрания, бережно хранящегося до наших дней в Научной библиотеке Одесского университета, совершенно очевидно, что это не просто некий подарок судьбы для Одессы, и не просто драгоценная часть отечественной культуры, стоимость которой не поддается никакому исчислению ни в долларах, ни в гривнах. Это фундамент, на котором должно возродить отечественную духовность, где обозначение "европейская страна" не имела бы чисто географический фактор.
|